II. ч. Улица купцов и ремесленников (краеведческий очерк «Приподнимая завесу лет»)   Leave a comment


НАСЛЕДИЕ ЛИ ЭТО ГРАФА ШЕРЕМЕТЬЕВА?

Не мало легенд связано с улицей Комсомольской. Это одна из самых старых улиц города. На рубеже XIX – XX веков на ней проживали зажиточные горожане: состоятельные ремесленники, богатые купцы. У местных жителей считалось большой удачей поселиться на Кожевне и открыть собственное дело. Не прогадал и тот, кто выдал дочь замуж на Кожевню.

Существует интересная версия о возникновении улицы. В конце XVIII – начале XIX веков, приблизительно около 1797 года, на окраине села Рассказово поселились в 300 дворов оброчные крепостные графа Шереметьева. Они были кожевниками и оброк хозяину платили своими изделиями кустарного промысла. В начале их поселение называлось слобода Белая Поляна. Успешность кожевенного промысла в Рассказове привела к росту числа кустарей, к появлению во второй половине XIX века первых предприятий по обработке кожи. На берегу реки Арженка строятся кожевенные мастерские – дубильни. В современном понимании они больше походили на сарайчики, где пол отсутствовал, а доски заменял песок. Спустя некоторое время, за слободой Белая Поляна в народе закрепилось название Кожевня.

Согласно легендам, первые жители улицы по вероисповеданию были молокане. При заселении улицы, они построили молоканскую церковь – моленную (Дом детского творчества на Комсомольской). Молоканская моленная славилась на всю округу не только большим книжным фондом, но и прекрасным хором певчих, куда ходили петь многие из жителей Кожевни. Уровень грамотности среди жителей улицы был высокий. Для своих детей они построили школу, где ребёнок изучал грамматику, учился читать и писать. Сейчас это средняя общеобразовательная школа №6 г. Рассказово. Многие из семей имели домашние библиотеки, выписывали журналы и газеты.

Стремление быть грамотными, образованными людьми, сочеталось с желанием работать и зарабатывать деньги. Известны целые роды ремесленников и купцов, проживавших на Кожевне, где от отца к сыну передавалось ремесло.

Семья рассказовских купцов-фабрикантов Болотиных, фото н. ХХ в.

Так, при въезде на Кожевню, для сельчан Орловы содержали кузницу (территория сквера на Комсомольской). Для удобства дом построили недалеко от кузницы – в начале улицы (в советское время – Дом учителя). Торговлю мелким товаром развернули братья Даниил, Борис и Пётр Арясовы, проживавшие на Кожевне (здание «Редакции радиовещания»). Братья Болотины были известны в селе, как заводчики. Живя рядом с домом Арясовых, кожевенный завод построили на берегу реки Арженка (здание ЗАО «Русский мех»). За железнодорожной линией жили ремесленники Чиликины, которые занимались пошивом лёгкой обуви. Некоторые из их представителей славились как хорошие шорники – изготовляли сбрую для лошадей. На Кожевне проживало несколько семей из рода купцов Желтовых. Почти все они, имея дубильни и торговые лавочки, занимались кожевенным производством.

Специфика занятий жителей улицы объясняет появление на ней родовых мест, когда отец строил дом сыновьям позади своего. Таким образом, в Рассказове Кожевня была единственной многорядной улицей.

Это и единственная улица, где построены два одинаковых дома. И сейчас, зайдя на Комсомольскую, можно увидеть дом в два этажа, каменной постройки, декорированный лепкой (здание военкомата). А напротив, словно в зеркальном отражении, стоит такой же дом! Людская молва приписывает это купцу Устинскову. Из-за вражды между сыновьями он построил для каждого из них два одинаковых дома.

ИСТОРИЯ ПОЗАБЫТЫХ ФАМИЛИЙ

Практически каждая из семей, проживавших в начале XX в. на Кожевне, достойна внимания потомков. О некоторых из них ещё помнят сторожилы города, а некоторые, к сожалению, уже позабыты. По сохранившимся сведениям, можно сказать, что на Кожевне проживало много родственных семей. Жизнь в купеческой среде, а также в среде ремесленников, отвечала принятым традициям: женились или выдавали замуж в семью с таким же материальным достатком и занимаемым в обществе положением.

Характерные для прошлых лет большие родственные связи одной фамилии уже позволяют воскресить в легендах бытовую культуру сословия, малоизвестную из-за ограниченности документального материала.

Так, например, получилось с семьёй купцов Перевозовых: стал известен факт родства с семьями соседних улиц.

На рубеже XIX – XX вв. семья купцов Перевозовых жила на Кожевне. Сейчас это дом №200 по улице Комсомольской. Заключив торговый договор с поставщиками рыбы из соседних губерний, они открыли рыбную лавку на Базарной площади. Уже в XIX столетии некоторые из его представителей пробовали составление генеалогического древа своего рода. Своими корнями род уходит в XVII век, его основатели были крестьянами. Известно, что с XVIII века Перевозовы занимались торговлей и принадлежали к субботинской секте. По воспоминаниям современников, в начале XX века сын Перевозова взял себе в жёны дочь купца Арясова, проживавшего на Тамбовской. Но отношения в доме Перевозовых с молодой семьёй не сложились. И многодетное семейство, где на тот момент было 10 детей, из них 7 сыновей, начинает жить в отдельном доме, где недалеко от него открывает рыбную лавку. В 20-е годы глава семейства работал в артели Желтовых.

Стоит упомянуть о семье Арясовых, родом из которой была жена Перевозова. Среди сельчан Арясовы, проживавшие на Тамбовской, считались очень богатым семейством. До революции они занимались торговлей мануфактурой. Глава семейства был заядлым охотником. Его брат славился, как хороший парикмахер. А сестра работала медсестрой в земской больнице. Возможно, здание детского садика на Тамбовской было домом Арясовых.

Сохранились сведения и о некоторых других фамилиях Кожевни. При этом, купеческие семьи могли быть в родстве с семьями из сословия ремесленников. Так, например, известно, что второй женой купца Желтова Максима Петровича была Чиликина Елизавета Ивановна из семьи цеховых ремесленников. Это объясняется тем, что на рубеже XIX – XX веков в купеческих семьях наблюдалась заметная переориентация в образе жизни. Объектом для подражания становились уже не дворянские, а интеллигентские семьи, вследствие чего происходил отказ от внешней пышности и богатства, и в определённой мере наблюдалось упрощение быта купечества. А со стороны торговцев – непременного желания записаться в купцы. Это, в свою очередь, ещё больше сближало сословия в бытовом отношении.

На фоне событий российской истории первой половины XX столетия показательна жизнь семьи купцов

Семья Посконина Дмитрия Ивановича, фото н. ХХ в.

Поскониных, проживавших в доме на Кожевне №25. Глава семейства Дмитрий Иванович Посконин держал скобяную лавку. Его второй женой была Елизавета Афанасьевна Болотина, из семьи заводчиков Болотиных. Как гласит легенда, старший сын Дмитрия Ивановича Василий, занимаясь торговлей по соседним сёлам, в 1933 г. погиб в дороге. Больше известно о жизни второго ребёнка Поскониных – Татьяне Дмитриевне Поскониной (1899/18.08.1907 – 1990 гг.). Ребёнком родители отдали её в монастырскую школу. К тому же, она проходила обучение игре на пианино у Е. И. Полторацкой.  Оставшись без главы семейства (Посконин Д. И. умер в 1921 г.), её мать Елизавета Афанасьевна взяла на себя все обязанности по содержанию семейной лавочки. Татьяна Дмитриевна, окончив курсы шитья, занималась пошивом одежды на дому. Со сменой власти, семья Поскониных одной из первых на Кожевне была раскулачена, как зажиточная. Семью выселили из дома и лишили гражданских прав. Поскониных мать и дочь приютил в своей бане Михаил Петрович Желтов. А в 1927 г. их приютили родственники ремесленники Орловы, проживавшие по адресу Комсомольская №21. В 30-е гг. Татьяна Дмитриевна устроилась работать мастером прядильного производства на Рассказовскую трикотажную фабрику. Так и не создав свою семью, родившись в состоятельном семействе, и, прожив жизнь в маленьком сарайчике, она всегда была окружена детьми. Под чуткой опёкой Татьяны Дмитриевны росли и воспитывались её внучатые племянники из семей Желтовых, Лоскутовых, Орловых, Арясовых, Чиликиных. Здесь отдельного внимания заслуживают ремесленники Орловы. В начале XX в. они были владельцами кожевенных мастерских. Занимались скупкой и выделкой кожи. У Ивана Андреевича Орлова и его жены Анны Андреевны Чиликиной было шестеро детей. Потомки ремесленников Орловых и сейчас проживают в родовом доме на Комсомольской, построенном в стиле русского зодчества. Некоторые из них помнят маленькую бабушку с тяжёлой судьбой, но добрым сердцем. А фонды городского музея хранят личные вещи Поскониной Татьяны Дмитриевны.

Не всё ещё известно из истории улицы и её фамилий. Но Комсомольская одна из улиц, сохранивших частичку памяти о своём прошлом. Она и сейчас не похожа не на одну из улиц города. Возникшая в конце XVIII века на окраине села, она поражала своим размахом: широкая, многорядная, где дома были украшением улицы.

Так и не став центральной улицей города, она сохранила широкую проезжую часть. В начале улицы раскинулся сквер с плакучими ивами. Атмосферу ушедшей эпохи гордо хранят сохранившиеся постройки. Возведённые на рубеже столетий, они величественно стоят вдоль улицы. Это немые свидетели купеческой жизни. Где-то 2-х этажные каменные дома, украшенные сдержанной лепкой, с арочными окнами, а где-то простые деревянные домики. И сейчас, зайдя на Комсомольскую, можно увидеть дома, где прошла жизнь купцов Устинсковых, Болотиных, Желтовых, ремесленников Чиликиных и Орловых.

Улица, возникшая в 1797 году, как слобода Белая Поляна оброчных крепостных графа Шереметьева, в XXI век вошла, как улица Комсомольская. А в памяти сторожил города она сохранилась, как Кожевня, где на рубеже XIX – XX веков проживали купцы и ремесленники.

Елена Краснова. «Трудовая новь». 2008 г.

Реклама

Posted 22.07.2011 by Elenushka

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: