II. ч. Из военного дневника (рубрика)   Leave a comment


Орлова Мария Ивановна, фото из личного архива И.Ю. Корабельниковой

22/VII – 42 г.:

Ночь с 21 на 22/VII – 42 г. провела плохо: был налёт.

26/VII – 42 г.:

Нахожусь в госпитале. Как вспомню про весь ужас войны, так и не видно как день хорош – тепло.

14/VIII – 42 г.:

Выписалась…

24/VIII – 42 г.:

С 19 не работаю: отёки и боль в сердце…

Из Москвы выехала 4 сентября 42 г. на Платоновку. Приехала 5 сентября в 8.00 утра…

28/IX – 42 г.:

Начала работать на Рассказовском спиртзаводе…

 29/IX – 42 г.:

Работаю второй день. Лекарств мало. Даже нет самого необходимого. Работа лёгкая, с/х мало, это мне не совсем нравится. Хочется работать больше.

30/IX – 42 г.:

Ходила в поликлинику. Принесла: бинт, ножницы, зонд…  Хочется лучше и больше оборудовать.

23/Х – 42 г.:

Денег ни копейки. Масла нет, молока нет, кушаем горох и картошку без масла.

 26/XI – 42 г.:

Встала в 5.00 часов. Мама разогрела самовар, я пошла за водой. Сходила за водой, стала мыть пол; вымыла, а всё ещё темно. Завтрак был хороший: пшённая каша с маслом и молоком, чай пили с сахаром. И в 9.30 пошла на работу.

 17/II – 43 г.:

Пошла на работу, но директор отказал – закрыл медпункт.

 28/II – 43 г.:

Была на комиссии – дали освобождение на один месяц.

 25 апреля 1943 . Пасха:

До пасхи пришлось много работать – вязали фуфайки.

Троица:

Денег нет ни гроша. Кушать готовить ничего нет. Продала на рынке юбку чёрную 1500 р. купила картофель за 700 р. меру, буханку хлеба за 300 р. и дело улучшилось.

21/VI – 43 г.:

Я ежедневно так устаю. Просто не знаю на сколько так хватит меня.

 29/VI – 43 г.:

Начали есть картошку.

3 июля 1943:

С 8.00 утра вступила на дежурство. Само помещение неплохое и чистота терпимая, но медикаментов, перевязочного материала очень мало…  В 11.00

ходила в столовую, кушала лапшу. Очень жидкая…  Второе дежурство будет 8/VII, четверг к 8 утра.

8/VII – 43 г.:

Четверг. Второе дежурство.

9/VII – 43 г.:

Пришлось остаться дежурить на вторые сутки. М/с Шмакова заболела. Самочувствие удовлетворительное, хотя и не кушала по – настоящему, но всё же не голодная. Много поела хлеба и вот теперь не хватает пайка.

17/VII – 43 г.:

Третье дежурство. Больных 12 чел.

 19/VII – 43 г.:

В 6 часов вечера скончался Иван Андреевич, мой двоюродный брат. Я только пришла из леса, Дима говорит И. А. умирает. Когда я вошла он был почти без пульса и через несколько минут его не стало. Жаль погиб от сильного истощения.

20/VII – 43 г.:

В 7 часов его похоронили. Печаль окутала наш дом. И теперь боюсь за жизнь мамы: она очень плоха и становится страшно первое – потерять её, второе – где взять средства похоронить. Нет, пусть живёт до хорошего времени.

 22/VII – 43 г.:

С 8 часов дежурить заступила. В 12.00 пришла Ш. Кузнецова и сказала, что 26/VII выход на дежурство. Выходит, я дежурю сегодня последний раз. А ведь плохо быть безработной. Не дадут карточки. Придётся вновь искать работы.

 5/II – 44 г.:

Наступил 1944 г… Домашняя обстановка тяжёлая. Мама больна, я тоже – полинвалида. Пустили квартирантов – они тоже не радостные. Обещали топить, а теперь говорят, нет дров. И как теперь выходить из положения: денег нет, в лес сходить не хватит сил…  Ночью зажигали коптилку.

 16/V – 43 г.:

Моя дорогая мамочка заболела.

27 мая в субботу в 12 часов  дня её не стало – моей дорогой мамочки и 28 мая в 6 часов вечером её похоронили. Эту утрату я никогда не забуду.

27/VI – 43 г.:

Вот уже месяц как её нет. А тоска и память о ней ярко живут в моей памяти. Скучно без неё и тоскливо… и сказать, и пожаловаться некому. Нет моей дорогой мамочки.

2/II – 45 г.:

Лежала в больнице с 17 января. Сегодня 2 февраля. Самочувствие удовлетворительное. Боль в сердце небольшая. Только плохо: вышли все продукты, а кушать хочется.

На этом записи в дневнике обрываются. Мария Орлова в апреле 1945 года, не выписываясь из больницы, скончалась.

Из личного архива И.Ю. Корабельниковой

Материал подготовлен:

н/сотрудником музея Красновой Е.М.

«Трудовая новь». 2005 г.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Добавить комментарий

