I. ч. Из военного дневника (рубрика)   Leave a comment


Около четырёх лет вёлся дневник нашей землячки, участницы Великой

Орлова Мария Ивановна, фото из личного архива И.Ю. Корабельниковой

Отечественной войны Орловой Марии Ивановны.

Записи сделаны его владельцем в 1941 – 1945 годах. Уже это говорит об его уникальности. Содержание дневника будет интересно не только историкам, краеведам, но и простым гражданам нашего края.

Владелец его, Мария Орлова, в первых числах войны была призвана в армию и отправлена учиться на курсы медсестёр.

Первая запись в дневнике сделана 25 июня 1941 года: «Рада». Затем последовали пункты: Вязьма, Чёрное, Касня, Мышкино, Путятино, Лесной городок, госпитали Москвы и Тулы.

7/VII – 41 г.:

Лесной городок до 14/XII. Москва, Баррикадная, 8: пробыла с 15/XII – 41г.

 20/XII – 41 г.:

До обеда слушала лекции, а вечером смотрели картину «Дубровский». И после ужина я получила назначение, но куда?  Сейчас эта неизвестность меня волнует.

21/XII – 41 г.:

Встала в 6 ч., собрала все свои вещи и приготовилась к отъезду. В 10.30 пошли на новую квартиру, т. е. в тыловой резерв. Там мы надеялись получить назначения, но, увы. Здесь нам сказали, что некоторые живут по 2 месяца. И вот все наши девушки огорчены. Сидим и ждём результата, т. е. ждём назначения, а когда получим трудно сказать. Есть надежда на то, что могут освободить совсем. Это не каждой хочется, многие боятся приехать на родину и быть там безработной, да и жизнь на родине им кажется не весёлой и не хочется поехать, даже если бы их и отпустили.

Нет, меня родина не страшит и на своей родине жить я бы хотела и никогда не буду протестовать.

23/XII – 41 г.:

В 9.30 проверка. Я на проверке была. После проверки пошли на лекции. Но слушали политинформацию, её проводил фельдшер. Он, как видимо, политически слабо подготовлен и политинформацию провёл слабо. После перерыва комиссар говорил о дисциплине и после всего этого я попросила разрешения пойти в город, мне, конечно, разрешили и я пошла… к Муси. Она и её мама были дома. У них я кушала картошку с грибами и пила чай, и так поговорили. И в 16.00 они меня проводили. Этот день, всё же, я считаю, провела неплохо.

24/XII – 41 г.:

Некоторые получили назначения, из наших сестёр поехали Порохоменко и Скорова в эвакгоспиталь на один день.

26/XII – 41 г.:

Встала в 8.00 начинается день. Сходила, получила хлеб, попила чай. И в 10.00 пошла на лекции.

 27/XII – 41 г.:

О маме никогда не забываю и не знаю, как она теперь живёт. И так сердце заноет, ведь она больная, работать не может.

Все говорят о Горьковском резерве и там говорят тоже не сладко.

 28/XII – 41 г.:

Сегодня я дежурю по 6 этажу с 12.00 до 6.00 утра и с 12.00 до 18.00 сижу в коридоре.

Куда меня и всех наших девушек пошлют всё же хочется знать. Мне всё же хочется работать в госпитале, где много больных, хочется поработать по настоящему.

 5 под 6/I – 42 г.:

Работала в госпитале, раненых очень много и есть тяжело раненые.

6/I – 42 г.:

В 8.00 вечера сказали, что мы уезжаем работать в эвакгоспиталь.

Дневник забыт, сегодня 2/III – 42 г.. Всё прошлое время, т. е. с 7/I – 42 пошло по — новому. 7/I – 42 г. я была послана из резерва на работу в госпиталь … на Новобасманной, 20.   6.10 утра пришли. Нас принял начальник госпиталя Гончар и назначил в 3 хирургическое отделение. Там нас приняла ст. сестра Малакова Татьяна Степановна и 8/III я пошла работать. Все сотрудники были новые и всё ново, но я особенно не растерялась, работой, можно сказать была довольна. Потом нас взяли в 3 терапевтическое отделение, где больные главным образом ленинградские рабочие. В начале их было мало, но потом стало поступать ежедневно и теперь, т. е. на 2/III их уже 79.

 10/III – 42 г.:

Слушала концерт (интересно Деревенское радио, звукоподражатель хорошо передал и ещё Знакомые незнакомки).

 6/VI – 42 г.:

Дежурила ночь. Больных 13 осталось. Написала письмо маме и Муси. Утром ездила в военторг; купила деревянный мунштук… настроение подавленное, в виду переезда и неизвестности.

 3/VII – 42 г.:

Надоело ходить без работы. Хочется быть полезной для нашей родины. Даже совестно болтаться в такое ответственное время без дела.

2/VII – 12/VII и 13/VII – 42 г.:

Грузили имущество госпиталя 1859 из Северной гостиницы (Маринар.) и 22.00 13/VII поехали, но пока ещё не знаем, куда едем – проезжаем станции…

 14/VII – 42 г.:

В 21.00 приехали в Тулу.

 19/VII – 42 г.:

Поужинали и сразу стали выгружать из вагонов. Работали до 10.00 утра 15-го без отдыха. И в 11.00 был завтрак. И так выгружали до 18/VII. И к 21/VII почти всё уже закончили, почти всё уже готово к принятию больных. Все эти дни я сильно уставала и 19/VII утром лицо и ноги отекли, небольшая боль в сердце. В этот день я всю работу мыла пол в перевязочной, но самочувствие плохое.

 20/VII – 42 г.:

Я уже не могла больше работать: сердце сжимается от боли, отёки на лице очень большие, ночь спала очень плохо.

 21/VII – 42 г.:

Боли в сердце увеличиваются. И в 13.00 меня отправили в госпиталь, где я и нахожусь.

Из личного архива И.Ю. Корабельниковой

Материал подготовлен:

н/сотрудником музея Красновой Е.М.

«Трудовая новь». 2005 г.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Добавить комментарий

