Апрель — пролетний месяц (сказ о Благовещении)   Leave a comment


Март позимье кончает — апрелю, пролетнему месяцу, путь-дорожку кажет — поговаривали в древней Руси. В апреле, по народному слову, земля преет. Недаром молвится, что «апрель всех напоит», что «март — пивом, апрель — водою славится».

Апрель начинался Марьиным днём (1-е число). Повсеместно на Руси слыл этот день днём всяческого обмана: «походя, с шутками да прибаутками лжёт об эту пору живой люд». И ведётся этот привившийся в жизни обычай с незапамятных лет — «Первого апреля не солгать, так, когда же и время для этого потом выберешь!». А уже 2 апреля русский мужик поговаривает: «Ворона каркала-каркала, да Поликарпов день накаркала!» По старинной примете, если с Марьи на Поликарпов день разольётся полая вода, надо ждать больших трав, да покоса раннего по весне. С третьим днём апреля, пролетнего месяца, связана в народной Руси примета промышляющего рыбным ловом трудового люда. «Не пройдёт на Никиту-исповедника лёд — весь весенний лов на «нет» сойдёт», — замечают они. Минут сутки и 5 апреля, смотрит деревня, а на двор уже «пришёл Федул, тёплый ветер подул». Домовитые бабы-хозяйки твёрдо памятуют, что «на Федула растворяют оконницу», и до этого дня ни за что не выставляют в избе рамы. «Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь». Со следующим днём, посвящённым памяти преподобного Евтихия и мученика Иеремии, объединяются у дотошных сельских погодоведов две сговорившиеся одна с другой приметы: «На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых», — говорит одна мужику-хлеборобу; «Ерёма пролетний ярится, ветром грозиться, — хоть не сей рано яровины, семян не соберёшь!» — утверждает другая. «На Акулину (7 апреля) дождь — хорошая будет калина, коли, плоха яровина», — приговаривают пересмешники, охочие до всякого меткого словца. 10 апреля — Терентьев день (память мученика Терентия). Зорко следят старики по утру за восходом солнечным: если взойдёт красное в туманной дымке — быть хлебородному году, а если выкатится из-за гор-горы что на ладони — придётся перепахивать озимое поле да засевать яровиной. За «Терентьями» — «Антипы» идут к народу-пахарю. Зовутся они «водополами». К этому дню приурочивается во всей средней полосе России ожидание вскрытия рек, разлива полой воды: «Антип без воды — закрома без зерна». Пересекает, свят Пудов день (15-е число память Святого апостола Пуда) пополам апрель-месяц. С этим днём связаны немалые заботы у пчеловодов. За святым Пудом идёт-торопится на светлорусский простор «Ирина-разрой берега» (16 апреля). А 23 апреля — день, посвящённый памяти великомученика Георгия Победоносца — «Егорий (Юрий тёплый) весенний». Знает русский люд, что «придёт Егорий с теплом, выгонит в поле коров». На Мартынов день (27 апреля) охотники примечали: переселяются лисички-сестрички из старых нор в новые. Этот день звался во многих местностях Руси «вороньим праздником». В глазах народа, населившего окружающую природу живыми призраками своего суеверного воображения, ворон являлся олицетворением всего недоброго. Даже, если пролетит через какой двор эта чёрная зловещая птица — не быть там добру. Проворонить, значит — прозевать, пропустить мимо рук. «Ну, начал наш Иван ворон считать!» — говорят о недальновидных людях. Как относилась народная Русь к свойствам вороны, видно, например, из таких поговорок: «Пугана ворона и куста боится», «Не живать вороне в высоких хоромах». О воронах у деревенских умудрённых опытом погодоведов существует ряд особых примет. Если каркает воронья стая летом — быть дождю, зимой — морозу.

Один из самых чтимых русским народом праздников в апреле месяце всегда было Благовещение.

СКАЗ О БЛАГОВЕЩЕНИИ

С днём Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемым 7 апреля, связано у русского народа немало любопытных поверий и обычаев, уходящих своими цепкими корнями в седую глубь былых веков. Многие из этих суеверных памяток старины возникли ещё в языческие времена и перенесены на христианский праздник совершенно случайно, в силу преемственности.

Благовещениев день — свято чтится в народе, подготовляющемся к нему соеобразными обычаями. В канун Благовещениева дня суеверная деревня приготовляется к встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся в зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежду, а местами — и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порождённую тёмными силами зимы-Мораны. «На Благовещение и ворон гнезда не завивает», — гласит седая старина. А уж если ворон-птица чтит-празднует этот день, то человеку подобает и подавно! Исстари заведено на Руси, в это день не работать, да и не только не работать, а и с огнём не засиживаться. «Кто не чтит Благовещения, с огнём за работой сидит — убьёт у этого в это лето молнией близкого-родного!» — говорят на посельской Руси.

Придерживающиеся старины люди советуют печь мирские, из общей муки благовещенские просфоры и

Михаил Нестеров. Благовещение. Архангел Гавриил и Дева Мария

нести их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся, домой такую просфору, кладут её сначала под божницу, а после — в закром с овсом, оставляя в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель берёт с собой просфору из закрома и носит во всё время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая сельчане думают оградить нивы от всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате есть образ «праздника», то ставят его на Благовещениев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева. Так как считалось, что Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Она «устами безмолвными, сердцем глаголющим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

Народные поговорки-присловья утверждают, дополняя одна другое: «Каково Благовещение — таково и Светло Христово воскресенье», «На Благовещение дождь — уродится рожь», «На Благовещение солнышко с утра до вечера — об яровых тужить нечего». Но приметы идут в своих вещих предсказаниях и несколько дальше: они говорят, что если на Благовещение день красный, то весь год будет пожарный. Благовещенский дождик кроме изобилия ржи предвещает и грибное лето. Для рыболовов он сулит спорый ход красной рыбы.

С незапамятных времён ведётся на Руси добрый обычай — выпускать на Благовещение птиц из клеток на волю. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу: «Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся».

В это день до вечерней зари тешатся на улице ребята малые — старикам на утешение. А всё кругом так и дышит желанной близостью весны!

Осенённая благословляющей десницею апостола Христова, переступает народная Русь за порог пролетнего апреля-месяца, выходя навстречу зелёному «травню-цветеню» — со всем его весельем в природе, со всей его трудовою маетой для кормящихся от щедрот земли.

«Всю землю в цветы апрель одевает,

Весь собор людской в радость призывает,

Листивием древо зелёным венчает…»

Материал подготовлен по книге

Апполона Коринфского «Народная Русь»

Еленой Красновой. «Трудованя новь». 2010 г.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: